В простой, но тем не менее, очень эмоциональной сцене фильма Норы Эфрон «Джули и Джулия», Джулия Чайлд (Мерил Стрип) и её редактор, Джудит Джонс (Эрин Дилли) спорят о том, как назвать книгу кулинарных рецептов, которую Джулия составляла последние 8 лет. На самом деле это не особенно напряженный момент – каждый, кто когда-либо готовил омлет, знает как называется такая книга – но для мисс Эфрон это шанс донести до аудитории особую точку зрения на это Джулии Чайлд.
Книга называется «Как овладеть искусством французской кухни» - ни «Как сделать…», ни «Готовим легко» или «Для чайников», но именно «Овладеть искусством». Другими словами, приготовление того самого омлета является процессом, требующим высокой дисциплины, и не допускающим легкомысленности и небрежности. Но, в это же самое время, Вы можете сделать это. Это зависит от техник, навыков и практики.
Значение той первой ступени, книги «Как овладеть искусством», и последующей телевизионной карьеры Чайлд (которая имеет весьма отдаленное отношение к кино), трудно переоценить. Книга стоит в одном ряду с несколькими другими послевоенными книгами – включая книгу «Ребенок и уход за ним» доктора Бенджамина Спока, «Кот в сапогах» Кингсли Репорта и доктора Сеусса, - которые существенно изменили начала, на которых была основана человеческая деятельность.
Нельзя сказать, что это ново для мисс Эфрон, большинство фильмов проникнуты исторической тематикой, пусть иногда и косвенно. Нора не показала жизнь своей Джулии счастливой и безбедной (главный источник, из которого можно узнать о жизни Чайлд, написан её внучатым племянником Алесом Прюдо), но с большой драмой. «Джули и Джулия» снят с такой легкостью,и шармом, что смелость, которая показана в фильме – стойкость, уверенность, воплощенные упрямой Джулией – легко упустить из вида.
Самое удивительное, что это – голливудский фильм о женщинах, которые не заняты отчаянной погоней за мужчинами. Брак, конечно же, присутствует в обеих историях – истории Джулии и истории Джули (о которой сказано больше), но это не суть. Суть в том, чтобы названием книги, чтобы названием книги, чей автор сыграл забавное камео (в роли – Френсис Стернхален), показать всю радость от кулинарии.
На жаргоне многих американских кухонь книга «Как овладеть искусством» известна просто как «Джулия», и множество кухонных споров были решены с её помощью. Нужно ли разделять яйца? Как перевернуть бифштекс? Что говорит Джулия?
В 2002 году, спустя полвека после того, как Джулия и её муж Пол переехали во Францию – именно сцена прилета является начальной в фильме – молодая женщина по имени Джули Пауэлл решает ответить на этот вопрос самым буквальным и очевидным способом, который только можно себе представить. Будучи журналистом, работающим на неблагодарной офисной работе, Джули живет на Лонг Айленде, Квинс, и проводит год, готовя каждый день какой-либо рецепт из «Как овладеть искусством» и записывает в блог свои достижения. Этот блог и стал основой для биографии, снятой мисс Эфрон (взято лишь название и меньшая половина рассказа).
Вырезая некоторые ненужные моменты из хаотичной книги Джули Пауэлл (вместе с тем и убрав некоторые интересные сцены), сценарий мисс Эфрон проводит параллели между жизнями главных героев, которые никогда не встречаются (Они появляются вместе на экране только тогда, когда Джули видит Джулию по телевизору). У Джули (Эми Адамс) и Джулии есть любимые, понимающие мужья – вежливый Крис Мессина в роли Эрика Пауэлла; безупречный Стэнли Туччи в роли Пола Чайлд – которые проявляют нетерпение лишь к кулинарному увлечению своих жен (Пол хмурит брови, Ерик бежит из квартиры).
Обе женщины начинают готовить для того, чтобы не сидеть сложа руки – «Мне нужно что-нибудь делать,» восклицает Джулия – и у обеих есть скрытые, но сильные амбиции. Опубликование своих достижений является окончанием для обеих историй мисс Эфрон, которая до того, как стать режиссером была писателем и журналистом, изобразила свою радость от такого триумфа.
Джули, в первых сценах, видит, что все её друзья по колледжу выше её по статусу, они щеголяют в своих BlackBerry, работают ассистентами в сфере продажи недвижимого имущества и в прибыльной сфере глянцевых журналов. Но, посредством неудавшихся заливных и восхитительных соусов, Джули всем покажет чего она стоит. И Джулия, точно так же, преодолевает предубеждение к иностранцам и к женщинам французского кулинарного общества и близорукость американского издателя, и становится человеком, которого мы знаем как Джулия Чайлд.
Теперь о Мерил Стрип. В настоящее время эта актриса взошла выше чем любые похвалы, которые только существуют и можно сказать, что она вновь превзошла саму себя. Её роль, в целом, обошлась без физических изменений, однако, её плечи, которые стали менее округлыми , и более низкий голос достойны похвалы.
Часто случается, что талантливые актеры, которые играют реальных знакомых людей, затмевают оригиналы, как, например, вы не можете думать о Рэе Чарлзе без того, чтобы не представить Джейми Фокса, или о Трумене Капоне не представляя при этом Филлипа Сеймура Хоффмана. Но воплощение мисс Стрип Джулии Чайлд имеет противоположный эффект, делая настоящую Джулию, которая умерла в 2004 году, более яркой, более живой чем когда-либо.
В мистере Туччи мисс Стрип видит, так же как и в «Дьявол носит PRADA» прекрасного человека. Так же, как и персонаж, которого он играет, он галантен, самоуверен, способен сыграть сильные чувства, даже когда все внимание направлено только на него. Вместе, их мастерство игры настолько идеально, что даже спокойные, переходные сцены между ними великолепны. (И когда Джейн Линч, играет Дороти, сестру Джулии, удовольствие может даже вскружить голову). Если бы только мистер Туччи и мисс Стрип снимались в каждом фильме, я точно бы приходил в восторг, видя как они с кушетки вместе смотрят на небо.
Проблема состоит в том, что после фильма вы не можете их отпустить. Мисс Адамс прекрасная и милая актриса, но её коллега по цеху превосходит её как в актерском, так и в жизненном плане. Джулия Чайлж могла сделать на скорую руку рагу из ягненка на обед, а Мерил Стрип ест молоденьких актрис на завтрак. Помните ли вы Энн Хэттвэй из «Дьявол носит PRADA»? Аманду Сейфрид из «Mamma MIA!»? Я тоже.
Отправная точка для дальнейшего развития направлена против мисс Адамс из-за несоответствия достижений мисс Пауэлл и мисс Чайлд и из-за неравной заинтересованности мисс Эфрон в героях. Интересные параллели жизней погублены снисходительным отношением к Джулии в фильме и, так же, горячим преклонение перед прошлым за счет настоящего.
В самом начале, Париже конца 40х, начала 50х гг. – это послевоенный Париж, показан вымышленный мир со странной одеждой, архитектурой, сексом, едой, сигаретами. И Нью-Йорк 2002 г., который сделан немного некачественно, выглядит, по сравнению с ним, серым и бездушным. Квинс, самый густонаселенный из 5 районов и является подобием Мекки для гурманов, показан с легким Манхеттеновским презрение как объект шуток и постоянных нападок.
Неровность «Джули и Джулии» не является ничьей виной, на самом деле. Это объясняется недостатком самой идеи фильма. Джули – неуверенная, предприимчивая молодая женщина, которая использовала хитрый ход и получила издательский контракт. Джулия – это фигура, имеющая настолько высокий культурный статус, что её лотки и кастрюли выставлены в Смитсоновском Музее. Фактически , мисс Эфрон, так же как и Джули, хорошо известна эта пропасть, и она не противится тому, чтобы фильм упал в нее. Все уловки режиссера не помогают полностью добиться легкой воздушной эмульсии, которая требуется.
Но, так же как и у неидеальной еды может быть великолепный аромат, так и удовольствие от просмотра этого фильма не должно отвергаться. Джулия Чайлд знает как поступить с неправильно сделанным соусом и с полуупавшим суфле: подавайте в любом случае с достоинством и без извинений. Что сказала бы Джулия? То же, что говорит всегда: Bon appétit!
«Джули и Джулия» имеет рейтинг PG-13. В фильме присутствует немного ненормативной лексики и, мягко говоря, несколько больших недостатков.
Джули и Джулия
В пятницу выходит в национальный прокат. (В России премьера 15 октября.)
Сценарист и режиссер – Нора Эфрон; основано на книгах «Моя жизнь во Франции» Джулии Чайлд и Алекса Прюдо и «Джули и Джулия» Джули Пауэлл; оператор - Стивен Голдблатт; редактор – Ричард Маркс; музыка - Александр Деспла; дизайнер – Марк Рикер; продюсеры – мисс Эфрон, Лоуренс Марк, Эми Робинсон, и Эрик Стил; производство компании Columbia Pictures. Общее время: 2 часа 3 минуты.
В ролях: Мерил Стрип (Джулия Чайлд), Эми Адамс (Джули Пауэлл), Стенли Туччи (Пол Чайлд), Крис Мессина (Эрик Пауэлл), Джейн Линч (Дороти МакВиллиамс), Линда Эмонд (Симон Бекк), Эрин Дилли (Джудит Джонс) и Френсис Стенхеден (Ирма Ромбауэр).
перевод - Lady Eminence, aka EndaFy
источник: http://www.whedon.info/Amy-Adams-Julie-Julia-Movie.html
специально для ToBeWhedon